Газета   Плавание для всех

Первая российская газета по плаванию, издается с 2012 года

"Любить плавать или не любить, по
большому счету, это второстепенно.
Главное по жизни - ПЛАВАТЬ НАДО УМЕТЬ!"

Владимир САЛЬНИКОВ,
4-кратный олимпийский чемпион

АрхивУмею плавать!

Советы знающего человека. Письмо второе

Умение «уметь плавать»… В обучении этому жизненно необходимому и одновременно прекрасно-спортивному навыку важна каждая составляющая. Особенно, когда дело касается совсем юного пловца. А значит мы продолжаем «удаленный семинар» заслуженного мастера спорта Даниила Пахомова.


Всем привет, дорогие читатели “ПДВ”. С вами снова я, Даниил Пахомов. И сегодня хотел бы поговорить о наболевшем.

Многие родители настолько сильно любят своих чад, что пытаются сделать все, чтобы их ребенок показал высокий результат, иногда даже больше, чем нужно. Что ведет к плохим последствиям. Да, родителям крайне важно поддерживать своего ребенка, но ни в коем случае нельзя давить на него. Что там говорить, частенько мы сами придумываем цели для своих детей, объясняя это их некомпетентностью. Ну, конечно, они же дети, нам взрослым лучше знать, что для ребенка правильно, а что отведет его от цели; что для него хорошо, а что не очень…

Вот несколько правил, которые я хотели бы порекомендовать всем родителям юных спортсменов, не важно в плавании он или футболе, или в любом другом виде спорта. Ведь даже, казалось бы, прописные истины иногда требуют напоминания. Вот почему я уверен, что каждому родителю необходимо осознать, что:

1. Окончательное решение каким видом спорта будет заниматься ваш ребенок, нужно отдать самому ребенку. Нельзя принудительно заставлять человека плавать если ему это категорически не нравится. Может быть, он прирожденный музыкант или у него талант в другом виде деятельности. Бесспорно, что у любого человека должна быть двигательная активность. И к физической культуре нужно приучать с детства. Но не нужно определять, чем будет заниматься юный спортсмен, игнорируя его предпочтения.

2. Не все дети способны быть лучшими в бассейне. Часто бывает, что родители хотят, чтобы их ребенок стал чемпионом. Но будем честны, результат в плавании зависит от множества факторов, как объективных, так и субъективных. Некоторым детям из-за особенностей их физиологии невозможно стать чемпионом именно в нашем виде спорта. Это нужно понимать. Поэтому прошу вас, смирите свои родительские амбиции. Ибо главное тут – что ваш ребенок по-настоящему увлечен плаванием и уже не мыслит себя вне бассейна. Я уверен, что и результата он добьется. Пускай, не выдающегося, но который станет ему настоящим подарком. Это придет не сразу и не вдруг, и, наверное, чуть позже, нежели к предрасположенным к плаванию ребятам. Но случится обязательно.

3. Дети очень восприимчивы к критике. Когда ребенок пытается что-то сделать, но у него не получается, это не значит, что он не старается. Ну, что тут поделать, если в данный момент он просто не готов по ряду причин произвести то или иное действие. Нужно грамотно донести до него, что если он сейчас не умеет что-то, то с временем, если будет усердно трудится, у него обязательно все получится. Или другими словами, ваша задача – не дать ему опустить руки после первой неудачной попытки, не попробовав второй, а то и третий раз. И при этом грамотно объяснить ситуацию — так, чтобы ребенок сам захотел пробовать еще и еще, пока не достигнет желаемого.

4. Даже в моменты крайнего родительского огорчения и разочарования от результата соревнований, необходимо поддержать юного спортсмена. Это категорически важно. В момент проигрыша ребенок не должен оставаться один на один со своими мыслями. Его нужно отвлечь от самокопания. Ошибки ему потом объяснит тренер, а родители обязаны поддержать, подбодрить купить мороженное в конце концов.

5. Связка родитель-тренер-спортсмен должна непрерывно соблюдаться. Родитель НЕ должен влиять на тренировочный процесс, не посоветовавшись с тренером. Если вы будете нарушать это правило, то рано или поздно ребенок просто перестанет видеть авторитет в лице тренера. А это необходимая связующая в тренировочном процессе. Результат спортивной деятельности возможен только при полном доверии наставнику. И важно еще то, что по мере взросления, спортсмены должны учиться сами взаимодействовать со своим учителем. Например, уметь задавать нужные вопросы. Впрочем, это касается и родителей. Но ни в коем случае нельзя подрывать авторитет тренера в глазах ребенка. В крайнем случае вы можете сменить специалиста, если уверены, что его методика подготовки не работает. Но это, поверьте мне, на самом деле должен быть крайний случай.

6. Никогда не сравнивайте детей между собой. Ни очно, ни заочно. Все мы знаем, что, к примеру, вымышленный сын маминой подруги (это если вдруг решите «взбодрить» свое чадо) почему-то окажется всегда лучше вашего: быстрее бегать, выше прыгать, лучше учиться. Кроме вполне понятного раздражения, ничего другого это не вызовет, что в итоге может обернуться и детской злостью и даже недоверием к вам. Просто не торопите события, понимая каждой клеточкой души, что его сегодняшнее отставание от сверстников не критично. И абсолютно НЕ значит, что ваш ребенок неспособный к тому же плаванию. Да и говорит лишь о том, что все мы индивидуальны и развиваемся по-разному. Поэтому сравнивайте ребенка только с ним самим. Главное, чтобы он прогрессировал в любом выбранном им деле. А что это может происходить не так быстро и ярко, как у его одноклассников, так только время рассудит, кто из них добьется большего успеха. Ведь многие олимпийские чемпионы показывали в раннем детстве довольно посредственные результаты.

Фото из архива ВФП