Газета   Плавание для всех

Первая российская газета по плаванию, издается с 2012 года

"Любить плавать или не любить, по
большому счету, это второстепенно.
Главное по жизни - ПЛАВАТЬ НАДО УМЕТЬ!"

Владимир САЛЬНИКОВ,
4-кратный олимпийский чемпион

АрхивЛюди плавания

Дорога, которую они выбрали

Среди слушателей «Школы практической журналистики» – подавляющее большинство тех, кто знаком со спортивным плаванием, что называется, на «ты». Отсюда и выбор тем, о которых они пишут. Но главное, как оказалось, вдруг появившиеся возможность и желание поговорить со своим тренер о… тренере. Хотя и раньше такая возможность у ребят была, но нынче она оказалась как бы узаконенной. Что ж, флаг им в руки!

Редакция «ПДВ»


Сегодня у нас в гостях человек, который во многом повлиял на мою жизнь. Я, как, наверное, и многие спортсмены, часто общалась со своим тренером в неформальной обстановке. Говорила о наболевшем, просила совета, делилась планами на будущее. И вот уже в качестве журналиста решила поговорить с Людмилой Александровной Пашенковой (Двойниковой) о замечательной профессии под названием «тренер».

– Неоднократно спрашивала себя, теперь хочу спросить у вас: где та самая грань, когда одни, завершив спортивную карьеру, с удовольствием находят себя в самых различных сферах; а другие, будто давшие некий обет, навсегда связывают свою жизнь со спортом, причем, ранее и не мечтавшие о тренерской линии своей будущей спортивной профессии?

– Ты уже частично ответила на свой вопрос. Дело в том, что тренер – это не просто профессия, тренер – это судьба. Я представляю жизнь как дорогу, которую мы выбираем или же… она выбирает нас. В юности мечтаем получить интересную профессию, стать врачом, бизнесменом, артистом… И часто заканчиваем соответствующие учебные заведения, начинаем работать по данной специальности. А потом вдруг обнаруживаем себя со свистком и секундомером на бортике бассейна, в игровом зале, легкоатлетическом манеже. И с облегчением понимаем: вот оно то живое дело, в котором минимум рутины, максимум драйва, которое нам близко и которым хочется заниматься.

– Слышала, что вы тоже не сразу пришли в эту профессию, сначала хотели стать психологом.

– Не просто хотела, а закончила отделение психологии Университета в Харькове. На спортивный факультет Киевского института физической культуры поступила позднее, когда поняла, что от тренерской работы мне уже никуда не деться. Тем более что тренер – это очень широкая специальность: он и психолог, и педагог, и медик, и организатор…
И вот еще что пойми: бывших спортсменов не бывает. Тем более, что спорт формирует в человеке такие личностные качества, которые помогают стать успешным в любой профессии. Окунувшись однажды в эту яркую, наполненную адреналином жизнь, навсегда остаешься спортсменом, хотя бы в душе. Вот ты же начинаешь свой путь с того, что берешь интервью у меня, а не у врача, инженера или политика.

– И при этом точно знаю, что одна из главных сложностей вашей профессии кроется в ритме и темпе этой самой тренерской жизни.

– Что касается нашей работы, то тем, кто пошел по этому пути, часто приходится многим жертвовать — свободным временем, личной жизнью, наконец. И не все к этому готовы. А те, кто готов, продолжают дарить своим воспитанникам прекрасные детство и юность, которые в своем время пережили сами. И не секрет, что часто ни родители, ни учителя, а именно тренер становится на определенном этапе главным авторитетом в жизни юного человека.

– Вспомните, кто был главным авторитетом в вашем нежном возрасте и затем в юности?

– Мое детство – не просто спортивное детство, а именно детство – прошло в плавательном бассейне харьковского «Динамо». Помню, что тренер был для нас всем. Он был богом. Как спортсмена, достигшего звания «мастер спорта СССР», меня воспитали заслуженные тренеры Советского Союза Александр Емельянович Кожух и Нина Федоровна Кожух. То, что сделали эти люди для моего становления, трудно переоценить. Они стали недосягаемым образцом профессионализма и преданности любимому делу как для меня, так и многих поколений своих воспитанников. К слову, масштаб личности Александра Емельяновича, нашего «шефа», я оценила лишь с годами.

– Интересно ваше мнение: чем, отличаются современные юные пловцы от ребят вашего поколения?

– Мы были значительно сильнее в плане общей выносливости, но слабее с точки зрения техники плавания. Ведь современный тренировочный процесс строится не столько на «объемной» работе (как это было в прошлом веке), сколько на её качестве и технической подготовке.

– Вопрос, скорее, дежурный нежели творческий: от чего, по-вашему, зависит результат тренерской работы?

– С одной стороны от удачи. Каждый мечтает поймать свою «золотую рыбку» с эталонными данными и мотивацией на высочайшие достижения. С другой… Хотя ничего нового я, по сути, не скажу, тем не менее: итоговый успех зависит от команды, в которую входят тренер (который может), спортсмен (который хочет), родители (у которых в приоритете интересы ребенка и которые помогают, а не мешают) и руководство спортивной школы или клуба (которое создает необходимые условия для продуктивного тренировочного процесса). Один в поле не воин. Это аксиома нашего дела.

– Вы смогли поймать свою «золотую рыбку»?

– Как сказать… Тут все зависит от амбиций. Я всегда понимала, что мне никогда не преодолеть «по высоте достижений» ту планку, которую установили мои тренеры. Но и у меня были «золотые рыбки» (хотя я благодарна всем своим воспитанникам, за то, что они стали частью моей жизни). Обидно, что не всегда удавалось вывести их на «большую воду», так как выпадала последняя составляющая единства и продуктивности работы команды. Руководство не было заинтересовано в развитии спорта на своем объекте. В нашем регионе большинство бассейнов частные, главной целью которых является извлечение прибыли.

– Какие еще проблемы вам видятся в сфере спортивного плавания и как привлечь детей к активным занятиям этим видом спорта?

— Я думаю, что это тема для отдельного разговора, и не только со мной, а, если хотите, для большого «круглого стола». Потому как, сказав «а», нужно говорить «б», не останавливаясь на полуслове. И начала бы с обсуждения – не пора бы нам остановиться в ужесточении разрядных норм до звания «мастер спорта». Ребята уходят из плавания в другие виды (подводный спорт, многоборья, включающие плавание и т. п.), так как там значительно проще выполнять очередные разряды. В нашем виде имеет место жесточайшая конкуренция и нужно это учитывать. Вдобавок, тем пловцам, которые «идут вторым темпом», катастрофически не хватает стартов. И получается, что они выпадают из «разрядной обоймы», а участвовать в коммерческих соревнованиях, зачастую, не позволяют финансовые возможности семьи. Вот такие дела…

– Что бы вы пожелали молодым тренерам, которые только начинают свой путь в профессии?

– Если тренерство – ваша судьба, наберитесь терпения. Не гонитесь за деньгами, повышайте свой профессиональный уровень, научитесь работать не просто со спортсменом, а с личностью в спорте. И удача обязательно придет!

Евгения Пермякова,
Пермский край – Калининград.

(В зачет практики слушателя «ШПЖ»).
На снимках – Людмила Пашенкова.
(Фото из домашнего архива)