Газета   Плавание для всех

Первая российская газета по плаванию, издается с 2012 года

"Любить плавать или не любить, по
большому счету, это второстепенно.
Главное по жизни - ПЛАВАТЬ НАДО УМЕТЬ!"

Владимир САЛЬНИКОВ,
4-кратный олимпийский чемпион

АрхивЛюди плавания

Тренер – это не профессия, а состояние души

Мой сегодняшний собеседник хорошо знаком любителям плавания со стажем. Но немногие знают его как ученого, доктора педагогических наук. Прошу любить и жаловать: заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион, декан кафедры теории и методики плавания Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта – Андрей Иванович Крылов.
…Итак, Санкт-Петербург, «институт Лесгафта» (так название нынешнего Университета звучало средь народа десятилетия назад и звучит сейчас) и доктор наук (он же — олимпионик сорокалетней давности) вспоминает, советует, настаивает. И то, о чем он говорит, поверьте, всегда очень жизненные вещи.


ВЫШЛИ ОНИ ИЗ НАРОДА

– Андрей Иванович, но сначала вот о чем — про ваш спортивный путь известно, практически, всё, а вот что было дальше?

– После завершения спортивной карьеры в 1983 году, я поступил в аспирантуру кафедры плавания института имени Лесгафта, которую окончил через два года. Приблизительно с того самого времени — без малого как 40 лет — тружусь на благо науки и спорта. В 2004-м году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук, можно сказать, покорил еще одну вершину помимо олимпийской.

– Не секрет, что многие студенты плавательных кафедр спортивно-физкультурных вузов, когда-то мечтающие об активной тренерской деятельности в спортшколах и плавцентрах, и, конечно же, догадывающиеся, что тренерский труд – далеко не самый лакомый кусок, затем вдруг резко уходят… на сторону…

– Если говорить про нехватку тренерских кадров в школах олимпийского резерва, спортивных школах, то тут остро стоит вопрос конкуренции со стороны коммерческих клубов и фитнесс-индустрии, где уровень зарплат выше, чем в государственных учреждениях. Но не стоит забывать и про то, что тренерский труд – штука не легкая и не всегда благодарная. Настоящий тренер обязан быть максимально предан делу, которым он занимается, если хотите, быть настоящим фанатом профессии, чтобы получилось воспитать, к примеру, спортсмена высокого уровня. Понимаете, каждому человеку необходима своя личная мотивация, коли он задумал создать или сделать что-то стоящее. Но это не означает, конечно, что поддержка, в том числе и финансовая, ему не нужна, или же что зарплата имеет исключительно второстепенное значение. Нет и еще раз нет. Причем, не о тренерской меркантильности тут речь, а подчас об элементарном выживании, сохранении семьи. И тут слишком многое завязано на выделение бюджетных средств Администрацией — как районной, так и городской.

– Если в Санкт-Петербурге и Москве количество специалистов в спортивных детско-юношеских учреждениях, в основном, соответствует стандартам, все-таки это крупные города, как быть региональным федерациям? Существуют какие-либо программы для абитуриентов из регионов, кто выбрал тренерскую профессию?

– При нашем Университете создан институт дополнительного образования, в котором как курсы повышения квалификации для практикующих тренеров, так и профессиональная переподготовка и получение дополнительного профессионального образования. В моей практике есть примеры, когда люди становились тренерами по плаванию имея совершенно стороннее первое образование. В том числе и высшее. Уверен, что региональные федерации должны предоставлять возможность своим специалистам получить дополнительное образование, в том числе и повышать уже имеющуюся квалификацию. Тем более что сейчас это можно организовать дистанционно.

Жизнь не стоит на месте, и спорт в том числе. Условия профессиональной деятельности постоянно меняются, и здесь очень важно и нам, и тем, кто направляет в нам людей на учебу, да и всем настоящим и будущим тренерам держать руку на пульсе, идти в ногу со временем.

– Насколько знаю, плеяда замечательных пловцов эпохи московской Олимпиады на том своем ударном времени как раз и не «зациклилась».

– Про себя и своих однокашников могу сказать, что многие сейчас занимают руководящие посты в плавательной индустрии как в нашем прекрасном городе, так и в масштабах всей страны. А значит, учили нас – и спорту, и жизни, и будущим профессиям – все-таки неплохо. И еще замечу, что спорт очень качественно влияет на саморазвитие человека. Конечно, если ты сам этого хочешь и понимаешь, зачем тебе это надо. И я всегда стараюсь донести сей факт до своих студентов.

Кстати, что в мое время, что сейчас, все преподаватели выступали и выступают на стороне студентов-спортсменов. Это означает, что всегда готовы помочь и словом, и делом. Студентам же, думаю, стоит обратить внимание на такой нюанс: кто бы что ни говорил, инициатива в спорте, как и в науке, не наказуема, а только приветствуется! Ставлю тут восклицательный знак. И произнесу фразу, как нынче модно говорить – затертую до неприятия, но в то же время остающуюся живее всех живых: именно в молодости нужно максимально использовать годы для образования и саморазвития.

– На вашем примере видно, что при желании можно быть как успешным спортсменом, так и далеко не последним в науке. А если и не там, и не там, то уж точно в каком-либо другом практическом приложении жизненных сил…

– Всегда говорил и буду повторять и тренерам, и спортсменам: учитесь, постоянно совершенствуйтесь. Тренер должен «вести научную работу», а не просто раздавать задания с бортика. Связь науки и практики в плавании неразрывна. Да и ученик должен понимать – для чего он выполняет то или иное задание, или цикл тренировок, а не быть роботом. Чем выше интеллект спортсмена, тем больше у него шансов на достижение неординарных результатов — вот аксиома спортивного плавания.

С другой стороны, жизнь не ограничивается одним лишь спортом. Только в нашем Университете за последние годы образовано множество направлений и специальностей, которые применимы в различных сферах жизни. Тут и кафедра менеджмента и экономики спорта; и кафедра социальных технологий и массовых коммуникаций, опять же, в спорте; кафедра иностранных языков… – как говорится, было бы желание. Именно ваше желание, а не родителей или других родственников. Да, сугубо личное, но при этом не спонтанное, а выверенное вашим внутренним метрономом.

– Три фразы о существовании в спорте (ключевые, не ключевые — это как вы сочтете), но которые при воплощении в жизнь были бы органичны для тогдашнего и нынешнего Крылова.

– Спорт прекрасен тем, что это всегда шаг в неизвестность. Спорт дал мне очень важное качество – умение проигрывать. И вновь возрождаться. После спорта начинается новая жизнь, и она многогранна и интересна!


ЧТОБЫ ОДИН РАЗ ПОБЕДИТЬ, НУЖНО ДЕСЯТЬ РАЗ ПРОИГРАТЬ

Вторую часть интервью с Крыловым составили всего-то четыре вопроса и ответа, которые тематически как бы оказались «за бортом» части первой. Однако без них эта публикация представляется мне не совсем полноценной. Итак, уважаемые читатели, мы продолжаем:

– Андрей Иванович, на Играх-80 в Москве не выступали спортсмены США. Ваши чувства, когда впервые услышали об этом.

– Сразу хочу сказать, мы готовились к бою с их четверкой в эстафете 4х200 м вольным стилем. Те, кто сегодня утверждают, что-то наше золото не полноценное, просто не понимают сути происшедшего и не знают всей ситуации изнутри. Если бы американцы приехали, битва была бы страшная. И – повторюсь еще хоть тысячу раз – мы готовы были их побеждать, во всяком случае, настраивались на это. Но история не терпит сослагательного наклонения. Когда узнал о решении их олимпийского руководства не посылать команду в Москву, особых чувств уже не было. Мы все пребывали, так сказать, «в моменте», и мысли были только о предстоящей Олимпиаде.

– И вот нынче, перед Парижем-2024, ситуация будто с зеркальным отворотом – только зачинщиком её является Международный олимпийский комитет, пытающийся навязать нам невыполнимые условия – ни с моральной, ни просто человеческой, ни со спортивной точек зрения.

– А роднит эти ситуации одно – страдают от таких решений, прежде всего, спортсмены. Знаете, были моменты, когда я сам не мог ответить себе с абсолютной точностью, как бы себя повел, окажись на месте наших ребят в дни этих далеко не простых испытаний. Но время, воспитание, да и просто их человеческий настрой расставили всё по своим местам. И огромное уважение им за то, что находят в себе мотивацию и продолжают тренироваться и выступать!

– Вы воспитанник советской школы плавания. Осталось ли что-то из тех методик, что может быть применимо в нынешней системе подготовки пловцов чемпионского уровня?

– Что-то, безусловно, осталось. Но попутно замечу, что теория и практика – очень разные вещи. Да, теоретическая база не претерпела каких-то судьбоносных изменений за прошедшие годы. А вот практика ушла далеко вперед. И день ото дня уходит всё дальше и дальше. Из этого и надо исходить.

– Самое важное, на ваш взгляд, качество для спортсмена-пловца?

– Добавлю, и не только пловца. Умение проигрывать. Чтобы один раз победить, нужно десять раз проиграть.

Интервью взял
Александр Александров
Санкт-Петербург

Фото из открытых источников, РИА Новости