Плавание для всех

Первая российская газета по плаванию, издается с 2012 года

Главная задача газеты «ПДВ» – это пропаганда всеобщей плавательной
грамотности в нашей стране и здорового образа жизни. А непосредственно умения хорошо плавать - как главного фактора, объединяющего все водные виды спорта.

Только факты

Майя Плисецкая и синхронное плавание


В ноябре нынешнего года исполнится 100 лет со дня рождения великой балерины Майи Михайловны Плисецкой. Так и хочется сказать, что всего десять лет она не дожила до этого своего юбилея, оставив ярчайший след в истории не только мирового балета, но и… спорта. Тогда еще советского и под знакомым названием – «синхронное плавание».



Во второй половине 70-х годов прошлого века в структуре федерации плавания СССР была создана Всесоюзная комиссия по синхронному плаванию, которую возглавила Майя Михайловна. А когда люди подобного калибра что-то возглавляли, пусть даже на общественных началах, то это что-то на глазах прибавляло в «собственном весе». Аксиома нашей жизни. И той, да и нынешней тоже. Что, кстати, совсем не плохо, если говорить о развитии в стране спорта как такового.

Я в ту пору, помимо исполнения основных своих обязанностей корреспондента газеты «Советский Спорт», входил в состав президиума федерации плавания СССР. Существовала такая практика. Это когда журналисты единственной в мире ежедневной спортивной газеты вводились в состав президиума национальных федераций по наиболее престижным и медалеёмким видам спорта. Каждый из нас курировал в газете именно отведенный ему вид. Я отвечал за плавание. И всего, что объединял отдел водных видов спорта Спорткомитета СССР. Причем, на протяжении аж тринадцати лет. Есть что вспомнить. Кстати, абсолютно верная тактика – ибо постоянно находишься в информационном поле, всё и всех в выбранном деле знаешь. Поэтому и выход на интервью по «служебной надобности» с Майей Михайловной особого труда не составил. Но получилось, что бесед этих о художественном плавании, да и вообще за жизнь было несколько. Плисецкая – собеседник эталонный: никакого пренебрежения к журналисту, острота ума и вдобавок шпажная колкость, когда хотела кого-то припечатать. Общаться с Майей Михайловной было одно удовольствие. Ниже приведу несколько фрагментов из наших разговоров, которые свел здесь в её монолог.

Вот ты спросил, зачем до бесконечности занятой балерине понадобилась еще нагрузка в виде ответственности за вид спорта? В названии которого для меня ближе исторические – художественное плавание или даже водный балет. Но это к слову… Меня попросили. И в конце концов убедили. Это когда поговорила с тренерами, увидела их девочек, как и чем они занимаются; увидела их в классе у балетного станка, увидела горящие, счастливые их глаза, то поняла, что надо решиться и помочь. Возможности у меня для этого были. Многих, от кого зависели необходимые нам решения, знала лично, с другими знакомилась по ходу «спектакля». А решать приходилось, практически, всё. От доставания каких-то дефицитных материалов для пошива спортивных купальников и разговора по душам, если кто в этом нуждался, до позиционирования отечественного синхронного плавания в странах, где бывала. Не скажу, что эти заботы занимают очень много времени. Жизнь моя все-таки совсем другая. Но есть во мне одна особенность, когда начинаю во что-то влезать, то очень быстро оказываюсь там с руками, ногами и головой. А здесь мне было даже интересно. И, надеюсь, полезно для общего дела…

Синхронное плавание – иногда по привычке, называю его художественным, мне так комфортнее – мужественно и настойчиво продвигали и продвигают наши тренеры и руководители бассейнов. Прежде всего в Москве. Но сейчас оно начинает развиваться по стране. Фамилии лучших энтузиастов называть не хочу. Вдруг забуду о ком-либо, а в женском коллективе – хотя самые главные люди в советском синхронном плавании, как раз мужчины – такая забывчивость, да еще при острой конкуренции школ и спортобществ, может оказаться миной замедленного действия. Я же вижу, что среда отечественного синхронного плавания в основе своей имеет творческую доминанту. Замах на шаг выше, если бы это был лишь спорт с его технической сутью. А в творческих коллективах, по балетному опыту знаю, страсти-мордасти есть всегда, возникающие иногда на ровном месте и по пустякам, но при этом совсем нешуточные. Поэтому главная моя задача – единение тренеров, спортсменок, да и вообще всех, кто представляет в стране этот вид спорта…

Я умею плавать. Скажу даже, что хорошо умею. Но когда вижу, что вытворяют в воде девчонки, какую делают акробатику, пытаясь вплести её в драматургию номера, то понимаю, что так бы никогда не смогла. И что еще очень для меня важно: они – и тренеры, и ученицы – постоянно в творческом поиске. Как губки, впитывают сторонние находки и достижения, но не повторяют, а отталкиваются от увиденного, творчески его перерабатывают, выстраивая на этом фундаменте своё. Хотя воочию увидеть им лучших спортсменок мира – одна из самых больших проблем. Поэтому в своих выездах нахожу и приобретаю «кино» с выступлениями представительниц мировой элиты. Не знаю, сколько лет и поколений нам понадобиться, чтобы догнать и перегнать лидеров, но, надеюсь это время обязательно наступит. Потому что художественное плавание по своему менталитету – это наше.

Я однажды привела на соревнования Родиона Щедрина. (Прим. Родион Константинович Щедрин – гениальный композитор и пианист, супруг Майи Михайловны). Он сразу сказал, что синхронное плавание – исключительно музыкальный вид; что именно музыка задает здесь смысл, темп и ритм; и что если бы не был сильно занят, то попробовал бы написать что-то оригинальное для выступления «на заданную тему». И я думаю, а вдруг напишет?

Любой спорт я воспринимаю через его красоту. И прекрасно знаю, – не догадываюсь, а знаю – сколько труда надо потратить, сколько пота и слез пролить, чтобы эта непринужденная красота в конце концов проявилась. Добиться её однажды – это даже не пол дела. Главное – удержаться на высоте. Как можно дольше. А лучше – навсегда. Вот что безумно трудно. Потому что по жизни столько всего интересного и вкусного, но для тебя сейчас совсем неприемлемого. Вот почему, когда вижу по-настоящему большого спортсмена, всегда говорю себе: этот человек умеет жертвовать собой. Ради искусства, чем, безусловно является спорт уровня лучших его представителей. Ради цели. Ради совершенства. Такие люди всегда вызывают во мне чувство восхищения.

И, дорогие мои, постоянно помните: в вашем характере и заключена ваша судьба!

Подготовил
Александр Елисейкин

Фото из открытого источника