Плавание для всех

Первая российская газета по плаванию, издается с 2012 года

Главная задача газеты «ПДВ» – это пропаганда всеобщей плавательной
грамотности в нашей стране и здорового образа жизни. А непосредственно умения хорошо плавать - как главного фактора, объединяющего все водные виды спорта.

Умею плавать!

Плыть или не плыть? Вот в чем вопрос

Завершающий материал трилогии «Лица петербургского плавания». Речь в нем пойдет о плавании дошкольном: почему дети, обучившись начальным навыкам и готовые к поступлению в спортивные школы, туда не идут. Узнаем мнения как тренера, так и родителей. Тренера зовут Анна Полякова, она – неоднократная победительница и призер чемпионатов России, основатель школы плавания «Fly».



ГЛАВА ПЕРВАЯ. Разговор с родителями ребят, которые тренируются у Анны Поляковой. Знакомьтесь, Света.


– У Анны занимаются двое моих детей – дочь и сын. Занимаются давно, с детсадовского возраста. Несмотря на то, что сейчас они обучаются в школе, где есть собственный бассейн, продолжают тренировки и в школе плавания.

– Я правильно понимаю, что плавание в их школе присутствует как урок физкультуры?


– Да, но дети с большим удовольствием посещают, скажем так, частные занятия.


– И как думаете, почему именно «с большим удовольствием»?


– Да потому что Анна – профессионал, и находит подход к разным детям.


– Что ж, у вас есть возможность платить, но далеко не все семьи могут потянуть платные занятия…


– Тогда давайте считать, что моим просто повезло по жизни, что у их родителей есть такая возможность. И не только возможность, но еще и желание, понимание и необходимость вложиться в эту часть детского физического и просто человеческого воспитания. И мне, конечно, очень хотелось бы, чтобы люди, отвечающие за образование наших детей, как можно больше привлекали к этому делу профессионалов из плавания. Возможно – выездные мастер-классы в школах, где есть бассейны, или выездные уроки водной физкультуры для тех, у кого своего бассейна нет…


– Вы сказали, что ваши дети занимаются плаванием с дошкольного возраста, а вот в спортивную школу не пошли. Из каких соображений?


– В нашем случае сыграла роль привязанность к тренеру. Сын, в общем-то, как и дочь, изначально долго привыкал к воде, и кроме как с Анной тренироваться ни с кем уже не хотел. Хотя она и говорила о его предрасположенности для занятий спортивным плаванием. Но я не настаивала. К тому же на тот момент он занимался шахматами и больше времени уделял именно им. Для моих детей плавание – это все-таки больше общефизическая подготовка, причем, два раза в неделю.


Даже не знаю, отнести то, что сейчас скажу, к разряду удивительного или же, наоборот, как к само собой разумеющемуся. Впрочем, это, уважаемые читатели, вы определите сами. Каждый лично для себя. Так вот, мои исследования психологической составляющей детского дошкольного плавания показали, что нежелание ребенка уходить в спортшколу от СВОЕГО тренера, составляют более 60% от общего числа других «нежеланий» по данному вопросу, включая мотивационные решения родителей.




ГЛАВА ВТОРАЯ. Анна Полякова. И наш разговор, по традиции, начался с вопроса о ее плавательном пути.



– Спортивным плаванием я начала заниматься довольно поздно, в 11 лет, когда переехала в город Череповец. До этого плавала в обычной школе два раза в неделю, где меня просто научили держаться на воде. Прогрессировала я достаточно быстро и в 14 лет выполнила норматив мастера спорта. Дальше был переезд в Санкт-Петербург и учеба в Университете, где уделять времени плаванию больше одной тренировки в день возможности не было. Однако после окончания ВУЗа, я полностью посвятила себя спорту, отобралась на чемпионат мира в Казань, готовилась к Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро. Но… судьба распорядилась иначе. После 2016 года потихоньку завершила профессиональную карьеру, продолжая выступать в категории «Мастерс». Хотя еще раньше начала работать тренером.


– Как понимаю, частная практика?


– Конечно. На тот момент я еще продолжала плавать, поэтому работать в спортшколе или той же фитнесс индустрии не представлялось возможным из-за недостатка времени. То были частные занятия. В 2016 году решила расширяться и открыла свою школу, где единовременно занималось порядка 150 учеников.


– Большинство ваших воспитанников попадают сюда в дошкольном возрасте. Какие цели преследуют родители: оздоровительное плавание или, все-таки, начальная стадия спортивного пути?


– Первый набор ребят, которые попали к нам в 3-4 года, мы практически полностью передали в спортивные школы города. Это были дети 2011-12 г.р. Не скрою, что большинство родителей сделали выбор в пользу спорта, благодаря нашим рекомендациям. До сих пор стараюсь подвести детей, в ком вижу плавательный потенциал, к мысли, чтобы они продолжали совершенствоваться именно в СШОР.


– Но тем не менее, на сегодняшний день в некоторых спортшколах Санкт-Петербурга есть недобор на начальный этап обучения? Ваше мнение – почему так происходит?


– Какого-то однозначного ответа на этот вопрос нет. Есть ряд факторов. Первый – родители не хотят, чтобы дети становились спортсменами. В головах у людей, не связанных со спортом, присутствует стереотип, что спортсмены, в том числе и пловцы, – люди малообразованные и недалекие. И хотя это – глупость, не имеющая ничего общего с реальностью, чтобы ее искоренить приходится приводить массу доводов. И личный пример здесь фигурирует. Ведь по основному образованию я – спортивный врач, закончила Первый медицинский университет им. И. П. Павлова, далеко не последнее учебное заведение города. И раз уж затронули тему медицины, как специалист, не могу не отметить, что с каждым новым поколением здоровье детей, к сожалению, ухудшается. Вот вам и причина номер два. Да, в обычной жизни, плавая для ОФП, дети проблем не испытывают, но для нагрузок плавания спортивного уже не подходят. Ну и третье: отдавая ребенка в спортивное плавание, родители должны понимать, что в первую очередь они должны будут выйти из своей «зоны комфорта». Потому что на первоначальном этапе обучения детей приходится возить в спортивную школу, зачастую в не самые удобные временные рамки, да и путь этот может быть не самым близким. Со второго года обычным делом становятся тренировки по субботам, к чему не все родители, опять же, бывают готовы…



– Рассмотрим другую ситуацию. Родители приводят к вам ребенка с целью подготовки к отбору в спортивную школу. Ваши рекомендации?


– Главный совет – не торопить события, ибо всему свое время. Как показывает многолетняя практика, дети начинающие плавать в 5, а лучше в 6 лет усваивают и воспринимают информацию при дальнейшем обучении в спортшколе намного лучше, нежели их сверстники, плавающие с 3-4 лет. Объясню, почему. Ребенок в 3 года способен обучаться плаванию только в игровой форме, и тренер, создавая ему эти условия, допускает тем самым ошибку. Переход в 7 лет к спортивному плаванию у таких детей происходит очень болезненно, потому как они привыкли, что бассейн – это аквапарк. А тут тебе ставят задачи, требуют их выполнения, и как итог – надлом и завершение, по сути, только начатого пути. Да, у нас в клубе набор ведется с 3-х лет, но я всегда говорю родителям, если вашему ребенку бассейн не назначен по врачебным показаниям, больше одного занятия в неделю на этом этапе не требуется. Вот вы присутствовали на сегодняшней тренировке и могли наблюдать своими глазами, что дети плавают, приблизительно, на одном уровне. И при этом никогда не скажете, кто из них и во сколько лет начал заниматься… Видя, что тот или иной ребенок может оказаться в спортивной школе, я отказывала родителям во втором занятии в неделю, дабы не отбить у таких детей желания к дальнейшему развитию и сохранить их для плавания.


– Если бы у вас была возможность обратится к родителям, которые сомневаются в выборе, отдавать ребенка в спортивное плавание или продолжать плавать для оздоровления, чтобы вы им сказали?


– Посоветовала бы ничего не боятся и не обращать внимание на «предрассудки» в отношении спортсменов. Скажу за себя, если бы не плавание, наверное, я не оказалась бы в городе Санкт-Петербурге и, скорее всего, не получила бы медицинское образование, а с ним и возможность реализоваться не только в спорте, но и в науке. Конечно, решения родителей предопределяют в какой-то степени будущее ребенка. Но все же отмечу, что окончательный выбор все равно в дальнейшем будет за ним. Жизнь – удивительная штука, у нее нет рецепта и правил «игры», по которым можно заранее расписать сценарий, который обязательно сбудется. Поэтому – только вперед!


Александр Александров
Фото из архива Анны Поляковой


P.S.
Итак, трилогия «Лица петербургского плавания» завершена. Вполне возможно, что она будет продолжена, но уже на примерах не Питера, а Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Саранска, Волгограда… Адресов много, как и возможных героев и героинь будущих интервью. И вновь затронем вопросы развития плавания – от самого взрослого до самого детского. Затронем вопросы, от которых, как и в любом жизненном процессе, никуда не деться. А когда наши герои отвечают на них, поверьте, это не просто так, для красного словца. Потому как им по-настоящему не безразлична судьба родного плавания, которому они отдали не просто частичку своей души, а много-много больше.