Плавание для всех

Первая российская газета по плаванию, издается с 2012 года

Главная задача газеты «ПДВ» – это пропаганда всеобщей плавательной
грамотности в нашей стране и здорового образа жизни. А непосредственно умения хорошо плавать - как главного фактора, объединяющего все водные виды спорта.

Родительский клуб «ПДВ»

К вопросу… о любимчиках

Детская среда – особая среда. Очень тонко психологически настроенная и замечающая любые нюансы в поведении тренера. И соответствующим образом на них реагирующая. Поэтому вопрос о правомерности выделения любимчиков из группы занимающихся – вопрос во все времена, что называется открытый. Кто-то из наставников считает, что спорт должен быть предельно правдив во всех своих проявлениях, в том числе и в отношении «тренер-ученик». Поэтому, как есть, так и надо говорить. Тем более что жизнь юного человека в спорте высших достижений (даже при условии, что он сумел логично и безболезненно перейти в него) уже сама по себе достаточно жесткая. Другие повторяют, что постоянное выделение кого-либо из участников той же детской тренировочной группы, это путь с непредсказуемым психологическим эффектом. И отнюдь не положительным. Так кто же прав? Чему учит сама жизнь?



Как вы уже заметили, уважаемые читатели, в материалах под рубрикой «родительский клуб «ПДВ» мы основываемся на мнениях известных тренеров и специалистов. Сегодня – не исключение. Вас ожидает монолог «на заданную тему» заслуженного тренера СССР Веры Григорьевны Смеловой, подготовившей двух чемпионов Олимпиады 1980 года в Москве – Сергея Фесенко и Александра Сидоренко. «…Сразу скажу, что нельзя все моменты рассматривать с одной точки зрения – мол, так можно и нужно, а вот так не годится. Тренерская работа – это творческий процесс. И двух похожих учеников, во всяком случае в своей практике, я не встречала. А значит индивидуальный подход к каждому на определенных этапах становления спортсмена обязателен.

Когда дети только обучаются плаванию, там всё понятно: ребенок выполнил задание, я его похвалила. Но при этом зная, кому что дано, сколько сил тратит каждый на выполнение упражнения. Так что я в свое время хвалила всех. Ну, и ругала, если видела, что проявляются лень и озорство.

Тут есть один момент. Не все дети из групп начальной подготовки затем отбираются в группы спортивные, вставая на первую ступеньку уже целенаправленной плавательной учебы. И если ты нахваливала-нахваливала ребенка, видя его самоотверженность в выполнении заданий, но в спортивную секцию он не был принят по ряду множества других, и, заметьте, объективных причин, то вот как ему объяснить, что всегда был хорош, а по итогу не подошел. У кого-то из детей именно в этот момент случается психологическая травма. А моя задача, как думающего педагога, её любыми способами избежать. И тут нет общих рекомендаций. Нет, они, наверное, все же есть, и грамотный психолог их озвучит. Но будут ли они иметь что-то общее с реальностью каждого момента, здесь большой вопрос. Я же психолог доморощенный. Как и большинство коллег по тренерскому цеху. Поэтому психологические штампы нам заменяет (или скажу более обтекаемо) должно заменять чувствование ситуации в ее конкретном проявлении. В вузе этому не научат. Но наработать это можно. Конечно, если очень захотеть и приложить максимум усилий в совершенствовании именно в этом направлении. Я когда только пришла в сборную команду, то сразу обратила внимание, что Сергей Михайлович Вайцеховский отбирал тренеров-бригадиров ставя во главу угла это самое тончайшее и многогранное чувствование учеников. Образно говоря, когда что-то можно, а когда это что-то не пользу принесет, а вред…

Еще один психологический нюанс. Внутри спортшкол, как вы знаете, тоже существует отбор при переходе на более высокую ступень тренировок. Понятно, что туда берут наиболее подготовленных ребят, и за счет сокращения числа учеников в группе уделяют им больше внимания и времени. Вот вы спрашивали, есть ли у меня любимчики. Я ответила, что в сугубо внешних эмоциональных моих проявлениях нет и не может быть. Хотя я ведь тоже живой человек. И, безусловно, кому-то из учеников симпатизирую больше, кому-то меньше – исключительно за умение тренироваться и за качества характера. Но все эти симпатии – очень глубоко внутри меня. Потому что наступит момент, и мне придется принимать не простые решения. Более того, объяснять свой шаг ребятам и их родителям, успокаивать, вместе искать другие варианты в продолжение их спортивной карьеры, я ж никого не могу из своих вот так вот запросто бросить… И не могу сказать, что доведись сейчас вернуться из сборной команды на тот «детский этаж», мне будет легче это переживать.

Ну, а в сборной в плане любимчиков и нелюбимчиков всё намного проще. Есть у спортсмена нужный результат, значит, их тандем с тренером себя оправдал. Нет результата, оба делайте надлежащие выводы. Причем, в достаточно короткий промежуток времени. Потому что тебя подпирают, догоняют и очень хотят обогнать. Вечная слава никому не уготовлена. Ну, может, кроме Сальникова. Потому что он уникален. Такие родятся раз в столетие. Я не знаю, когда он закончит плавать. Но если намерен продолжать, продолжать и продолжать, тоже когда-то тоже сойдет с вершины горы к ее подножью. Это закон и жизни, и спорта. И если вновь захочет что-то кому-то доказать, то должен будет совершить очередное восхождение. А во второй раз это сделать намного труднее, чем в первый. Но такова спортивная жизнь, и не я её придумала…».


Подготовила
Маргарита Балакирева