Родительский клуб «ПДВ»
Как быть… с образованием спортсмена?
Мы уже обращалась к монологам заслуженного тренера страны Генриха Владимировича Яроцкого, записанным в разные годы, но не потерявшим свою актуальность и по сей день. Потому что если человек по-настоящему талантлив, то талантлив во многом. К числу явных талантов Яроцкого относятся педагогический дар и глубокое знание спортивной жизни. То есть умение в доходчивой форме объяснить нюансы большого спорта, внедрение его составляющих в повседневную жизнь, как уже состоявшихся, так и совсем юных, но способных и с читаемым будущим атлетов. Или другими словами – в жизнь подрастающих поколений, о ком мы с гордостью говорим: надежды нации.
Итак, Генрих Владимирович о теме, которая год от года вызывает нескончаемые споры: как привести к единому знаменателю большой спорт и учебу?

«…Например, плавание, синхронное плавание, спортивная и художественная гимнастики, фигурное катание, некоторые другие виды пребывают как бы в одной системе координат. Потому что уже в юном возрасте к спортсменам оттуда может прийти международное признание – эти ребята способны занимать места на пьедестале крупнейших соревнований. Но они по своему возрасту и жизненному статусу еще дети, школьники. И как совместить постоянные сборы, разъезды, двух- а то и трехразовые их тренировки с необходимостью получить, для начала, полноценное школьное образование? Сейчас говорю о кандидатах в сборные команды страны. И вижу здесь один-единственный путь: продолжение их спортивной и общеобразовательной учебы в интернатах спортивного профиля. Во главе угла там находится, несомненно, спорт. Хотя бы потому, что в видах, где высшее мастерство приходится на очень юные годы, чуть ли не половина спортсменов, а то и больше, завершают свои громкие карьеры в двадцать с небольшим: тут и хронические травмы, и психологическая усталость, и какие-то житейские моменты. Так что, образно говоря, приходится спешить. И хотя расписание дня в спортинтернатах подстроено под спорт, занятия по школьным предметам также обязательны. В том числе и в индивидуальном порядке. Или другими словами, неучей спортинтернаты не выпускают. Это я знаю точно.
Иногда возникает вопрос, особенно для ребят из крупных городов – Москвы, Ленинграда, других: зачем мне жить в интернате, если могу это делать дома, а туда ходить на занятия? Отвечаю: хотя бы затем, чтобы не выпадать из коллектива. И это – очень важный момент, особенно, для родительского понимания данной проблемы. Ну, а для талантов из «глубинки», именно спортинтернат – главный и единственный момент в становлении их дальнейшей карьеры. И на сегодня я не вижу альтернативы. Мой совет родителям этих ребят: как бы вам не хотелось оставить их при себе – понятно, дети ведь еще – соберитесь с духом и отпустите их учиться и совершенствоваться в выбранном виде спорта под руководством и присмотром опытных наставников. А так как день этих ребят будет занят «от» и «до», то ни на какие шалости или «уличные дела» у них просто не останется ни сил, ни времени. Потому что большой спорт все-таки для максималистов – или всё, или ничего… Конечно, если хотите для своего ребенка хорошего спортивного будущего.
Следующий момент: полноценная работа в бригадах сборной команды и учеба в вузе. Я знаю действующих спортсменов, которые с блеском сдавали вступительные экзамены и поступали в политех, инженерные институты, академии. Но через год-два большинство переводились в спортивные вузы или на спорткафедры педагогических учебных заведений. Или же брали академические отпуска. Хотя бы потому, что на достойном уровне делать два таких непростых и ответственных дела одновременно – удел единиц. Каждодневно тренироваться, готовиться к турнирам, побеждать на них и достойно учиться в вузе, где спорт не более, чем факультатив, к слову, ничего не значащий для руководства этих учебных заведений, очень трудно. На мой взгляд, практически не выполнимо для подавляющего большинства. Хотя «уникумы совмещения» есть. Но, как и говорил, таких гениальных можно пересчитать по пальцам одной руки. Хотя добавлю, что и им удается не всё и не всегда. И возникают проблемы – то по спорту, то по учебе. Обязательно какой препон да выскочит. А надеяться лишь на какие-то поблажки в непрофильном для спорта вузе, исключительно благодаря своему имени, это, как говорится, до поры до времени. Даже если главный человек в нем – ректор – за спорт обеими руками. И уж тем более казусно и непрофессионально выйти из его стен каким-либо недоинженером, недоврачом, недоучителем… Вот и ответьте мне, как после этого себя уважать?»
Подготовила
Маргарита Балакирева
Фото из открытых источников
Итак, Генрих Владимирович о теме, которая год от года вызывает нескончаемые споры: как привести к единому знаменателю большой спорт и учебу?

«…Например, плавание, синхронное плавание, спортивная и художественная гимнастики, фигурное катание, некоторые другие виды пребывают как бы в одной системе координат. Потому что уже в юном возрасте к спортсменам оттуда может прийти международное признание – эти ребята способны занимать места на пьедестале крупнейших соревнований. Но они по своему возрасту и жизненному статусу еще дети, школьники. И как совместить постоянные сборы, разъезды, двух- а то и трехразовые их тренировки с необходимостью получить, для начала, полноценное школьное образование? Сейчас говорю о кандидатах в сборные команды страны. И вижу здесь один-единственный путь: продолжение их спортивной и общеобразовательной учебы в интернатах спортивного профиля. Во главе угла там находится, несомненно, спорт. Хотя бы потому, что в видах, где высшее мастерство приходится на очень юные годы, чуть ли не половина спортсменов, а то и больше, завершают свои громкие карьеры в двадцать с небольшим: тут и хронические травмы, и психологическая усталость, и какие-то житейские моменты. Так что, образно говоря, приходится спешить. И хотя расписание дня в спортинтернатах подстроено под спорт, занятия по школьным предметам также обязательны. В том числе и в индивидуальном порядке. Или другими словами, неучей спортинтернаты не выпускают. Это я знаю точно.
Иногда возникает вопрос, особенно для ребят из крупных городов – Москвы, Ленинграда, других: зачем мне жить в интернате, если могу это делать дома, а туда ходить на занятия? Отвечаю: хотя бы затем, чтобы не выпадать из коллектива. И это – очень важный момент, особенно, для родительского понимания данной проблемы. Ну, а для талантов из «глубинки», именно спортинтернат – главный и единственный момент в становлении их дальнейшей карьеры. И на сегодня я не вижу альтернативы. Мой совет родителям этих ребят: как бы вам не хотелось оставить их при себе – понятно, дети ведь еще – соберитесь с духом и отпустите их учиться и совершенствоваться в выбранном виде спорта под руководством и присмотром опытных наставников. А так как день этих ребят будет занят «от» и «до», то ни на какие шалости или «уличные дела» у них просто не останется ни сил, ни времени. Потому что большой спорт все-таки для максималистов – или всё, или ничего… Конечно, если хотите для своего ребенка хорошего спортивного будущего.
Следующий момент: полноценная работа в бригадах сборной команды и учеба в вузе. Я знаю действующих спортсменов, которые с блеском сдавали вступительные экзамены и поступали в политех, инженерные институты, академии. Но через год-два большинство переводились в спортивные вузы или на спорткафедры педагогических учебных заведений. Или же брали академические отпуска. Хотя бы потому, что на достойном уровне делать два таких непростых и ответственных дела одновременно – удел единиц. Каждодневно тренироваться, готовиться к турнирам, побеждать на них и достойно учиться в вузе, где спорт не более, чем факультатив, к слову, ничего не значащий для руководства этих учебных заведений, очень трудно. На мой взгляд, практически не выполнимо для подавляющего большинства. Хотя «уникумы совмещения» есть. Но, как и говорил, таких гениальных можно пересчитать по пальцам одной руки. Хотя добавлю, что и им удается не всё и не всегда. И возникают проблемы – то по спорту, то по учебе. Обязательно какой препон да выскочит. А надеяться лишь на какие-то поблажки в непрофильном для спорта вузе, исключительно благодаря своему имени, это, как говорится, до поры до времени. Даже если главный человек в нем – ректор – за спорт обеими руками. И уж тем более казусно и непрофессионально выйти из его стен каким-либо недоинженером, недоврачом, недоучителем… Вот и ответьте мне, как после этого себя уважать?»
Подготовила
Маргарита Балакирева
Фото из открытых источников

