Плавание для всех

Первая российская газета по плаванию, издается с 2012 года

Главная задача газеты «ПДВ» – это пропаганда всеобщей плавательной
грамотности в нашей стране и здорового образа жизни. А непосредственно умения хорошо плавать - как главного фактора, объединяющего все водные виды спорта.

Родительский клуб «ПДВ»

Стоит ли отдавать в «коммерцию»?

Большое количество вопросов по теме, которая актуальна для нашего плавания уже четверть века: стоит ли отдавать ребенка в коммерческую школу (секцию)? Есть ли там хорошие тренеры? Возможен ли дальнейший переход в спортшколу, работающую на бюджетной основе? Я сделала небольшую подборку ответов на эти и сопутствующие вопросы. И надеюсь, что выводы и рекомендации от родителей, которые уже прошли со своими детьми этот путь, будет вам не только интересен, но и полезен.




Давайте, начнем с азов. С обучения. Тут, по большому счету, нет особой разницы, кто и где будет обучать вашего ребенка азам плавания. Главное, чтобы учитель физкультуры, инструктор или тренер имел соответствующее разрешение на это; определенную базу теоретических и, главное, практических знаний и навыков; и был просто хорошим человеком, любящим детей, а не работающим с ними исключительно за зарплату. Последний пункт очень важен, но тут уж, как повезет. Во всяком случае, большинство уже опытных родителей советуют: попробуйте подыскать именно такого – внимательного, не равнодушного и грамотного. Даже если найдете его не в шаговой доступности, а в бассейне на другом конце города, это стОит того, чтобы возить ребенка к нему. И тут в помощь вашего поиска лишь «сарафанное радио» и впечатление от личного общения с наставником.

Я же, в свою очередь, повторю: обучат ребенка азам плавания – везде, где есть данная составляющая физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Другой вопрос – получит ли он от этого удовольствие и захочет ли дальше совершенствоваться в плавании? Или другими словами – речь о перспективе, которую может вдохнуть в ваше чадо человек, который по моим понятиям является истинным «детским тренером» и никак иначе.

Следующая тема – отдавать или не отдавать ребенка в коммерческую плавательную школу? Если семья стеснена в средствах, то вопрос отпадает сам собой. Разговор сейчас, к примеру, о ситуации, при которой деньги есть, но ваши сын или дочь не прошли отбор в детско-юношескую спортивную школу. А плавать им хочется. И совершенствоваться в плавании тоже хочется. Хотя, как показывает жизнь, в подавляющем большинстве случаев «хочется совершенствоваться» – это родительское желание по отношению к своим отпрыскам, ибо те еще остаются детьми без далеко идущих планов. Ну, и не будем забывать о варианте, когда занятия по плаванию становятся просто оздоровительными, и тут «коммерческая составляющая» занятий очевидна, как покупка билета на сеанс в бассейн.

Итак, родителей, в первую очередь заботит вопрос: насколько хороши в коммерческих школах тренеры и во многом ли уступают своим коллегам из ДЮСШ? По сути, ответ на него мы уже дали чуть ранее: отыщите «своего» наставника, и будет вам каждый день праздник.

Что касается профессиональной составляющей тренерского мастерства, то хотела бы напомнить общеизвестную поговорку: рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Да, существует проблема, что не просто найти достойных спортивных специалистов-практиков на государственные зарплаты. Но если вспомнить, она была всегда. И при советской власти была, хотя, казалось бы. Как показывает день сегодняшний, хорошие тренеры есть и в коммерческих, и в бюджетных спортшколах. При этом в государственных вся работа заострена исключительно на достижение лучшего спортивного результата с безжалостным отсеиванием тех, кто не подходит или не проявил себя в должной мере, а в «коммерции» работа тренера более вариативна, так как ибо он призван работать со всеми «своими» без исключения, что называется, от мала до велика и любого уровня подготовки. И спортивный результат, как понимаете, здесь не самое главное. Хотя мы знаем примеры, когда воспитанники коммерческих школ в «одну калитку» обыгрывали своих ровесников из школ спортивных, затем попадали туда (иногда даже со своим тренером) и со временем добивались успеха на взрослом уровне. Не часто, но такое происходило и происходит. Поэтому ранжировать всех детей-спортсменов под одну гребенку, по сути, неверно: кто-то из них взрослеет раньше, кто-то раскрывается позже. Но в спортшколах на это «обождать» нет времени, там тренерская зарплата зависит в том числе и от динамики результатов учеников. А в «коммерции» есть. И это – хорошо. Впрочем, о многом из повседневной жизни коммерческой школы мы уже как год рассказываем на страницах «ПДВ», публикуя «Дневник тренера» в авторстве молодого специалиста, мастера спорта международного класса Надежды Винюковой. Не поленитесь, почитайте, и найдете ответы на многие интересующие вас вопросы.

И завершающее на сегодня. Я не ставила перед собой задачу охватить всю проблематику «взаимоотношений» спортшкол бюджетных и коммерческих. Поверьте на слово, точек соприкосновения, вызывающих вопросы то у одной, то у другой стороны очень много. И каждая, даже мини-проблемка, имеет конкретный адрес и конкретное звучание, отличные от других случаев, пускай, и в чем-то похожих. Просто такова нынешняя жизнь в организации нашего плавания. Однако лишний раз хочу подчеркнуть: чем больше будет в стране возможностей для начального обучения плаванию, для плавания массового и оздоровительного, для дальнейшего совершенствования в высшем плавательном мастерстве, тем лучше. И кто бы с этим спорил. Жаль только, что нужной «воды» не прибавляется, как по мановению волшебной палочки. Стране в разы необходимо больше бассейнов. И только тогда постепенно исчезнет «трудная её делёжка» между всеми заинтересованными в этом организациями.

Подготовила
Маргарита Балакирева

Фото из открытых источников