Газета   Плавание для всех

Первая российская газета по плаванию, издается с 2012 года

"Любить плавать или не любить, по
большому счету, это второстепенно.
Главное по жизни - ПЛАВАТЬ НАДО УМЕТЬ!"

Владимир САЛЬНИКОВ,
4-кратный олимпийский чемпион

АрхивУмею плавать!

Советы знающего человека. Письмо первое

Словосочетание «умею плавать», как вы понимаете, уважаемые читатели, имеет прямое отношение и к начинающим пловцам, и к опытным мастерам. Причем, вторые – те, кто задался целью не остановиться в своем спортивном развитии, даже достигнув определенных высот, продолжают чуть ли не ежедневно учиться «уметь плавать». И мы думаем, что советы, как сделать эту «учебу» более продуктивной, не станут лишними для всех заинтересованных сторон, к которым добавим и родителей, и тренеров, и спортивных руководителей. Тем более, если их автор, как говорится, всё испытал на себе. Заслуженный мастер спорта ДАНИИЛ ПАХОМОВ как раз из таких вот плавательных «естествоиспытателей». Тема, о которой пойдет речь, казалось бы, тысячи раз обговорена, а роли и задания в ней давным-давно распределены и заучены. Если бы… С завидным постоянством она становится вновь и вновь востребованной и обсуждаемой, и мы, возвращаясь к ней, в очередной раз говорим и себе, и вам, что повторенье – мать ученья…

Редакция «ПДВ»

Фото из архива ВФП

Всем привет, дорогие читатели «ПДВ». Сегодня хотел бы поговорить о штрихах взаимодействия тренера и родителей. Юный пловец при этом остается основным связующим звеном данного действа. А как иначе? Ведь всё – вокруг него и ради него!

По юности для меня далеко не всегда было важно, о чем там говорят родители с тренером. Я просто занимался своим делом, стараясь ни на что не отвлекаться. Затем промелькнула молодость. Спортивная молодость, имею ввиду. Прошло еще какое-то время, когда уже по-другому осознал тот же опыт спортивный. Но главное, что уже появился какой-то жизненный опыт — житейский, организаторский, тренерский, который как ластиком стер сомнения в том, что тандем родители-тренер зачастую является основополагающим при работе с молодым спортсменом. Хотя, тут должен обязательно добавить, что тема далеко не такая однозначная и простая, как ее трактуют многие. Есть нюансы, и их не мало. Причем, чуть ли не под каждый конкретный случай. Но то же время много и типичного, похожего, предсказуемого. О чем, в первую очередь, мы и поговорим.

Представим ситуацию. Мама спрашивает: «Вот что с ним делать? Ругаю, ругаю. Толку нет!». Это она – тренеру или, скорее, друзьям-подругам. Но речь – о спорте, не о каких-то дворовых шалостях. А вот, обращаясь непосредственно к своему ребенку: «Посмотри на других: они уже плавают, а ты всё боишься! Папа в твои годы уже в соревнованиях участвовал! А ты тормозишь!».

Как же мы любим сравнивать! Причем, до обидного обидно. И как один из итогов подобного «воспитательного» хода — заниженная самооценка ребенка. А с ней, ох, как трудно пробиться в когорту победителей.

Да, мы хотим, чтобы наше чадо было и послушным, и в то же время превосходило нас во всем. И, конечно же, нужен результат в том, чем он занимается. Оказывается, нужен в первую очередь, именно, нам: чтобы через четыре занятия поплыл, а к 14 годам мастером спорта стал!

Но все дети разные, у каждого свой путь и свой результат. Кому-то просто нужно больше времени. Как я уже неоднократно повторял, не стоит форсировать результаты юных спортсменов. Нужно дать им время, чтобы раскрыться. Да, иногда необходимо надавить на молодого пловца, если он откровенно ленится или потерял мотивацию к тренировкам. Но это обязательно должно происходить при участии тандема родители-тренер. Да и прежде, чем читать домашние нотации (в родительском понимании – обязательные по ситуации) поговорите с наставником вашего сына (дочери) о необходимости этого «воспитательного» момента.

Вот еще пример. Представим, что ребенок еще только учиться плавать. Занимается, скажем, год, а может и того меньше. И выезжая летом на отдых к озеру, родители говорят: «Ну, давай, покажи, чему ты научился!» Да еще и перед толпой родственников. И расстраиваются, что ребенок либо отказывается, либо у него не получается… Не надо так! Вы должны спросить у ребенка хочет ли он показать всем, чему научился. И если он согласится, то в этот момент ему как никогда будут нужны ваша поддержка и опора. А значит, вы должны находиться в воде рядом с ним! Потому что помимо эмоциональной составляющей, в этом кроется и сугубо утилитарная причина: озеро или река – это дикая вода, а не бассейн, где все понятно и знакомо. И обязательно хвалите ребенка за все им сделанное! Даже за один гребок! Но если он не хочет, ни в коем случае, не акцентируйте на этом внимание. Наоборот, плавно, спокойно, с улыбкой переключитесь на другую тему. Придет момент, он сам скажет – давай покажу, что умею…

Итак, задача родителей – любить и принимать. Направлять, если нужно. Не сравнивать. Не обесценивать переживания ребенка. И всегда быть рядом, быть главной его поддержкой.

Задача тренера – заинтересовать, грамотно дать нагрузку. Быть примером, интересно проводить занятия в соответствии с методикой. Мотивировать и организовывать. Следить за безопасностью и результатом…

В следующем письме я продолжу родительскую тему на примере шести практических советов. Сказал это, и будто воочию слышу: да чего нового он может сказать? Мы и так всё знаем! Конечно, знаете. Но сермяжная правда тут в другом – не только знать, а вспомнить и понять, что и как необходимо сказать и сделать в тот единственно нужный момент!