Люди плавания
Пересекутся ли когда-нибудь две не пересекающиеся прямые?
«Сделано» в Северной столице. Мы продолжаем трилогию о людях Санкт-Петербурга, которые, пускай, не на виду, но от этого их заслуги в развитии Плавания, как одной из важнейших жизненных составляющих, ничуть не меньше нежели у тех, кто постоянно «в кадре».
Сюжет «номер два».
Наша гостья знает о плавание все, или, практически, все, ибо выступала в разных ролях: сперва как спортсмен, затем – тренер в ДЮСШ, в последнее время – как педагог в общеобразовательной школе. Итак, мастер спорта СССР, тренер-преподаватель высшей категории с более чем 35-летним стажем Виолетта ПРЕДКИНА (Шаболтас).
– Виолетта Валерьевна, с чего начался ваш роман с плаванием?
– С желания научиться плавать. Я никак не могла понять, как же люди могут плавать как дельфины? И вот в первом классе произошла судьбоносная для меня встреча. Помню, как сейчас: я стою у доски, стук в дверь, и на пороге появляется мужчина с огромной палкой, которой он измерял детей. Если человечек ему подходил, то ребенку выделялся «пригласительный» на просмотр в спортивную школу «Экран». А так как я в тот момент была у доски, и оказалась чуть ли не первой на его пути, да вдобавок прошла все измерения, один из заветных листков попал ко мне. Этим мужчиной оказался Евгений Иванович Губенко – мой первый тренер, впоследствии заслуженный тренер России. После 6-го класса меня заметила Марина Васильевна Амирова (прим. – заслуженный тренер СССР, воспитавшая таких известных брассисток как Юлия Богданова и Светлана Варганова), и я перешла в спортивный интернат – ныне Училище олимпийского резерва №1. Вскоре попала в юношескую сборную команду Советского Союза.
– Когда и как у вас возникло желание стать тренером?
– Моя спортивная карьера из-за проблем со здоровьем завершилась достаточно рано. Можно сказать, я «недоплавала». Разрывать отношения с плаванием не хотела, поэтому приняла решение поступить в Университет Лесгафта. Но – на вечерний факультет, что дало возможность уже с первого курса приступить к работе в ДЮСШ «Дельфин». Вообще мне по жизни очень везет на людей: первый тренер – человек более чем заслуженный, второй – глыба отечественного тренерского цеха, преподаватели в Университете и наставники в спортшколе, где началась моя тренерская карьера – профессионалы своего дела. В общей сложности в спортивной школе я проработала 32 года…
– …и перешли в школу обыкновенную преподавателем плавания на уроках физкультуры.
– Предыстория такова. Когда моя семья переехала – а это происходило, а пределах Питера – у нас во дворе строили школу. Еще на уровне котлована я заметила, что при школе будет бассейн. Чутье меня не обмануло. И такой шанс я упустить просто не могла (улыбается). Бассейн во дворе твоего дома – фантастика! С этого момента началась новая страница в моей плавательной биографии. Шла я целенаправленно тренером-учителем физкультуры, совершенно не представляя, где тренер и где просто школа. Потому что спорт в школе – это исключительно дополнительное образование. Потому как школа сама по себе – образование основное. Но самое примечательное, что внутри этого самого целого, объединенного понятием «общеобразовательная школа» они друг с другом не пересекаются! Даже если ты прекрасный тренер, воспитавший не один десяток спортсменов, попадая в школу, все твои категории… обнуляются. А стать учителем, кстати, мне позволило уже мое высшее образование: в дипломе как раз числилась профессия «тренер-преподаватель».
Что рассказать о наших школьных делах? Плавание, как урок физкультуры, стоит в программе с первого по восьмой класс. Уровень подготовки и физического развития у всех детей совершенно разный. Педагог он как врач, основной принцип – не навредить. Дети самые чуткие и ранимые создания, они считывают тебя насквозь. Если ты не любишь детей, работать с ними у тебя вряд ли получится. Основной же проблемой является недостаток квалифицированных кадров в школах. Говорю именно об обучении плаванию. Большинство учителей физкультуры не сталкивались с плаванием и не знают, как этому обучать, но руководителям школ и прочих образовательных учреждений за неимением никого другого приходится привлекать их к урокам. Это и послужило одним из главных мотивационных факторов, когда я приступила к разработке курса обучения под названием «Учить плавать легко», и который, надеюсь, поможет преподавателям различных общеобразовательных заведений в освоении навыков обучения плаванию.
– А с чем связан этот не вполне понятный мне дефицит кадров? Профильных вузов в стране вроде бы не мало?
– Я скажу так: у нас есть спорт и есть образование, но совместить их не получается. Просто в качестве примера: в том же физкультурном Университете Лесгафта перестали готовить специалистов с правом преподавания плавания в школе; соответственно, в педагогических вузах нет отделения с «плавательным» уклоном…
Как человек поработавший и в спортшколе, и в общеобразовательной, отмечу еще вот что: к моему великому сожалению, роднит эти две профессии обесценивание труда как тренеров, так и учителей. Хотите небольшой штришок о «тенденции нашего времени»? Казалось бы, мелочь, но на деле совсем не так. Это когда якобы просвещенные родители, начитавшись «знаний» из интернета, не переставая, дают советы и рекомендации. Вот и думают тренеры и педагоги: а зачем нам это надо, если все кругом такие умные и предмет знают лучше, чем мы?! Послать же пап и мам заниматься их прямыми обязанностями педагогическая этика не позволяет. Хотя иногда хочется аж до зубовного скрежета. А работать за не большие деньги, при этом выслушивая постоянные упреки, – удовольствие, прямо скажем, малоприятное.
– Понятно, что школьное плавание, это не совсем про спорт, но все-таки, учитывая ваше спортивное «происхождение», не ошибусь, если предположу, что у ваших школьников, спортивная составляющая присутствовала.
– Не ошибетесь (улыбается). Я выстроила всю программу с 1 по 8 класс. Каждые полгода проводились открытые уроки, когда родители наблюдали за успехами своих детей. К окончанию начальной школы мои ученики владели всеми 4-мя способами плавания, и более того – знали, как делать повороты для каждого из них. С 5 по 7 класс дети переходили на плавание 50-ти метров с временными нормативами – опять же, всеми стилями. А к окончанию 8 класса задание было такое – преодолеть 100 метров комплексным плаванием на время. Ребята в восьмом классе сдавали плавательные нормативы, получали оценку, и заодно – кто показал необходимый результат – спортивные разряды по плаванию. Понятно, что юношеские. Но от этого их значимость не уменьшалась. Помимо внутришкольных соревнований между классами, были еще городские соревнования, где были различные дистанции и эстафеты.
– Появлялись в плавательном отношении одаренные ребята?
– В достатке. У меня, как у спортивного человека, тренерское сердце иной раз кровью обливалось, какие попадались самородки. Понятно, сначала радость, а затем осознание, что пути-то в большой спорт, в большое плавание у ребенка, выходит, нет. Ну, может, за очень редким исключением. Да и то полностью зависящем от нашей человеческой настойчивости и кругу знакомств среди тренеров спортшкол. Тут есть такой момент, что даже первый-второй классы считаются уже поздними для начала занятий спортивным плаванием, с чем я, кстати, в корне не согласна.
Отступлю немного от темы разговора и, полагаясь на свой опыт, выскажу личное мнение. Чтобы сохранить спортивное плавание в нашей стране, будь моя воля, на первых годах обучения в спортивных школах отменила бы контрольно-переводные нормативы по времени, чтобы сохранить детей; и не отчисляла бы никого в первые два года. Дайте возможность им расплаваться, а тренерам спокойно работать и рассмотреть потенциал воспитанников. А то получается, что после первого года обучения наставник должен(!) сократить группу на определенное количество человек, толком не понимания, на что способен каждый из них. Не трудно представить, сколько по большому счету талантливых ребят не доплыли до «большой воды». И «вина»-то их лишь в том, что оказались из числа «поздно раскрывающихся».
– Вы, конечно, в курсе, что в стране запущена программа «Плавание для всех»?
– Программа, безусловна, своевременная и прекрасная, но не проработанная до конца. Сейчас постараюсь объяснить, почему. В школах, где есть бассейн, проблема в обучении детей плаванию не стоит так остро, хотя, как говорила ранее, недостаток преподавателей-профессионалов есть и там. К тому же руководители школ неохотно пускают на свою территорию кого-то из вне – например, ребят из школы соседней – в том числе и по соображениям безопасности (ведь до сих пор думаем и говорим о постоянно мутирующем ковиде и тому подобное). Получается, что бассейн при школе используется сугубо внутри данной школы. Но как быть тем, у кого своего бассейна нет? Я вижу несколько путей решения ситуации. Первый – обращаться в государственные спортивные школы. В свое время в ДЮСШ «Дельфин», где я работала, такая практика существовала. Не уверена, что спортшколы смогут осилить весь поток желающих, но хоть чем-то да помогут. Второй вариант – вести работу с частными школами плавания… Повторюсь, варианты есть всегда. Главное не просто хотеть, но сделать максимум для того, чтобы это хотение воплотилось в жизнь.
P.S. Виолетта Валерьевна с недавнего времени прекратила работу в школе. Имея колоссальный опыт, она все свои силы нынче направила на разработку онлайн-курса обучения плаванию.
И несколько слов от себя лично: общаясь с героями «питерской плавательной трилогии», поймал себя на мысли, что не перестаю удивляться жизненной энергии этих людей, связавших когда-то свою жизнь с самым нужным, полезным и прекрасным видом спорта и физической активности. И это «когда-то» очень органично и по уму доросло до «здесь» и «сейчас».
Александр Александров
Фото из архива В. Предкиной
Сюжет «номер два».
Наша гостья знает о плавание все, или, практически, все, ибо выступала в разных ролях: сперва как спортсмен, затем – тренер в ДЮСШ, в последнее время – как педагог в общеобразовательной школе. Итак, мастер спорта СССР, тренер-преподаватель высшей категории с более чем 35-летним стажем Виолетта ПРЕДКИНА (Шаболтас).
– Виолетта Валерьевна, с чего начался ваш роман с плаванием?
– С желания научиться плавать. Я никак не могла понять, как же люди могут плавать как дельфины? И вот в первом классе произошла судьбоносная для меня встреча. Помню, как сейчас: я стою у доски, стук в дверь, и на пороге появляется мужчина с огромной палкой, которой он измерял детей. Если человечек ему подходил, то ребенку выделялся «пригласительный» на просмотр в спортивную школу «Экран». А так как я в тот момент была у доски, и оказалась чуть ли не первой на его пути, да вдобавок прошла все измерения, один из заветных листков попал ко мне. Этим мужчиной оказался Евгений Иванович Губенко – мой первый тренер, впоследствии заслуженный тренер России. После 6-го класса меня заметила Марина Васильевна Амирова (прим. – заслуженный тренер СССР, воспитавшая таких известных брассисток как Юлия Богданова и Светлана Варганова), и я перешла в спортивный интернат – ныне Училище олимпийского резерва №1. Вскоре попала в юношескую сборную команду Советского Союза.
– Когда и как у вас возникло желание стать тренером?
– Моя спортивная карьера из-за проблем со здоровьем завершилась достаточно рано. Можно сказать, я «недоплавала». Разрывать отношения с плаванием не хотела, поэтому приняла решение поступить в Университет Лесгафта. Но – на вечерний факультет, что дало возможность уже с первого курса приступить к работе в ДЮСШ «Дельфин». Вообще мне по жизни очень везет на людей: первый тренер – человек более чем заслуженный, второй – глыба отечественного тренерского цеха, преподаватели в Университете и наставники в спортшколе, где началась моя тренерская карьера – профессионалы своего дела. В общей сложности в спортивной школе я проработала 32 года…
– …и перешли в школу обыкновенную преподавателем плавания на уроках физкультуры.
– Предыстория такова. Когда моя семья переехала – а это происходило, а пределах Питера – у нас во дворе строили школу. Еще на уровне котлована я заметила, что при школе будет бассейн. Чутье меня не обмануло. И такой шанс я упустить просто не могла (улыбается). Бассейн во дворе твоего дома – фантастика! С этого момента началась новая страница в моей плавательной биографии. Шла я целенаправленно тренером-учителем физкультуры, совершенно не представляя, где тренер и где просто школа. Потому что спорт в школе – это исключительно дополнительное образование. Потому как школа сама по себе – образование основное. Но самое примечательное, что внутри этого самого целого, объединенного понятием «общеобразовательная школа» они друг с другом не пересекаются! Даже если ты прекрасный тренер, воспитавший не один десяток спортсменов, попадая в школу, все твои категории… обнуляются. А стать учителем, кстати, мне позволило уже мое высшее образование: в дипломе как раз числилась профессия «тренер-преподаватель».
Что рассказать о наших школьных делах? Плавание, как урок физкультуры, стоит в программе с первого по восьмой класс. Уровень подготовки и физического развития у всех детей совершенно разный. Педагог он как врач, основной принцип – не навредить. Дети самые чуткие и ранимые создания, они считывают тебя насквозь. Если ты не любишь детей, работать с ними у тебя вряд ли получится. Основной же проблемой является недостаток квалифицированных кадров в школах. Говорю именно об обучении плаванию. Большинство учителей физкультуры не сталкивались с плаванием и не знают, как этому обучать, но руководителям школ и прочих образовательных учреждений за неимением никого другого приходится привлекать их к урокам. Это и послужило одним из главных мотивационных факторов, когда я приступила к разработке курса обучения под названием «Учить плавать легко», и который, надеюсь, поможет преподавателям различных общеобразовательных заведений в освоении навыков обучения плаванию.
– А с чем связан этот не вполне понятный мне дефицит кадров? Профильных вузов в стране вроде бы не мало?
– Я скажу так: у нас есть спорт и есть образование, но совместить их не получается. Просто в качестве примера: в том же физкультурном Университете Лесгафта перестали готовить специалистов с правом преподавания плавания в школе; соответственно, в педагогических вузах нет отделения с «плавательным» уклоном…
Как человек поработавший и в спортшколе, и в общеобразовательной, отмечу еще вот что: к моему великому сожалению, роднит эти две профессии обесценивание труда как тренеров, так и учителей. Хотите небольшой штришок о «тенденции нашего времени»? Казалось бы, мелочь, но на деле совсем не так. Это когда якобы просвещенные родители, начитавшись «знаний» из интернета, не переставая, дают советы и рекомендации. Вот и думают тренеры и педагоги: а зачем нам это надо, если все кругом такие умные и предмет знают лучше, чем мы?! Послать же пап и мам заниматься их прямыми обязанностями педагогическая этика не позволяет. Хотя иногда хочется аж до зубовного скрежета. А работать за не большие деньги, при этом выслушивая постоянные упреки, – удовольствие, прямо скажем, малоприятное.
– Понятно, что школьное плавание, это не совсем про спорт, но все-таки, учитывая ваше спортивное «происхождение», не ошибусь, если предположу, что у ваших школьников, спортивная составляющая присутствовала.
– Не ошибетесь (улыбается). Я выстроила всю программу с 1 по 8 класс. Каждые полгода проводились открытые уроки, когда родители наблюдали за успехами своих детей. К окончанию начальной школы мои ученики владели всеми 4-мя способами плавания, и более того – знали, как делать повороты для каждого из них. С 5 по 7 класс дети переходили на плавание 50-ти метров с временными нормативами – опять же, всеми стилями. А к окончанию 8 класса задание было такое – преодолеть 100 метров комплексным плаванием на время. Ребята в восьмом классе сдавали плавательные нормативы, получали оценку, и заодно – кто показал необходимый результат – спортивные разряды по плаванию. Понятно, что юношеские. Но от этого их значимость не уменьшалась. Помимо внутришкольных соревнований между классами, были еще городские соревнования, где были различные дистанции и эстафеты.
– Появлялись в плавательном отношении одаренные ребята?
– В достатке. У меня, как у спортивного человека, тренерское сердце иной раз кровью обливалось, какие попадались самородки. Понятно, сначала радость, а затем осознание, что пути-то в большой спорт, в большое плавание у ребенка, выходит, нет. Ну, может, за очень редким исключением. Да и то полностью зависящем от нашей человеческой настойчивости и кругу знакомств среди тренеров спортшкол. Тут есть такой момент, что даже первый-второй классы считаются уже поздними для начала занятий спортивным плаванием, с чем я, кстати, в корне не согласна.
Отступлю немного от темы разговора и, полагаясь на свой опыт, выскажу личное мнение. Чтобы сохранить спортивное плавание в нашей стране, будь моя воля, на первых годах обучения в спортивных школах отменила бы контрольно-переводные нормативы по времени, чтобы сохранить детей; и не отчисляла бы никого в первые два года. Дайте возможность им расплаваться, а тренерам спокойно работать и рассмотреть потенциал воспитанников. А то получается, что после первого года обучения наставник должен(!) сократить группу на определенное количество человек, толком не понимания, на что способен каждый из них. Не трудно представить, сколько по большому счету талантливых ребят не доплыли до «большой воды». И «вина»-то их лишь в том, что оказались из числа «поздно раскрывающихся».
– Вы, конечно, в курсе, что в стране запущена программа «Плавание для всех»?
– Программа, безусловна, своевременная и прекрасная, но не проработанная до конца. Сейчас постараюсь объяснить, почему. В школах, где есть бассейн, проблема в обучении детей плаванию не стоит так остро, хотя, как говорила ранее, недостаток преподавателей-профессионалов есть и там. К тому же руководители школ неохотно пускают на свою территорию кого-то из вне – например, ребят из школы соседней – в том числе и по соображениям безопасности (ведь до сих пор думаем и говорим о постоянно мутирующем ковиде и тому подобное). Получается, что бассейн при школе используется сугубо внутри данной школы. Но как быть тем, у кого своего бассейна нет? Я вижу несколько путей решения ситуации. Первый – обращаться в государственные спортивные школы. В свое время в ДЮСШ «Дельфин», где я работала, такая практика существовала. Не уверена, что спортшколы смогут осилить весь поток желающих, но хоть чем-то да помогут. Второй вариант – вести работу с частными школами плавания… Повторюсь, варианты есть всегда. Главное не просто хотеть, но сделать максимум для того, чтобы это хотение воплотилось в жизнь.
P.S. Виолетта Валерьевна с недавнего времени прекратила работу в школе. Имея колоссальный опыт, она все свои силы нынче направила на разработку онлайн-курса обучения плаванию.
И несколько слов от себя лично: общаясь с героями «питерской плавательной трилогии», поймал себя на мысли, что не перестаю удивляться жизненной энергии этих людей, связавших когда-то свою жизнь с самым нужным, полезным и прекрасным видом спорта и физической активности. И это «когда-то» очень органично и по уму доросло до «здесь» и «сейчас».
Александр Александров
Фото из архива В. Предкиной