Плавание для всех

Первая российская газета по плаванию, издается с 2012 года

Главная задача газеты «ПДВ» – это пропаганда всеобщей плавательной
грамотности в нашей стране и здорового образа жизни. А непосредственно умения хорошо плавать - как главного фактора, объединяющего все водные виды спорта.

Люди воды

Егор Корнев: «Я борюсь за свою мечту»

ОТ АВТОРА. От нашей прошлой с Егором беседы жизненный метроном отсчитал полтора года. Казалось бы, немного, но в спорте год за два, а то и за три. И судьбы спортсменов, как увлекательная книга, каждая следующая глава, интересней предыдущей. В тот момент – это был новоиспеченный чемпион России, мечтающий сразится с ведущими пловцами мира. Сейчас же он сам двукратный золотой медалист мировых чемпионатов, ворвавшийся в топ-5 в двух самых престижных видах программы водного мундиаля – 50 и 100 м кролем. Но, как известно, аппетит приходит во время еды, и теперь парню с берегов Невы этого недостаточно, он готов покорять новые вершины.


– Егор, полтора года назад в окончании нашей беседы, ты обмолвился, что международные старты в твоей карьере обязательно будут. Такая вера в лучшее, что это в твоем понимании?

– Вера – понятие растяжимое. Но скажу так: моя «фундаментальность» не в том, что я настроен только на лучшее, а в убежденности правильно выбранного пути. Я уверен в том, что делаю. Так сложилось, что спорт в наше время зависит от ряда причин, имеющих к нему лишь косвенное отношение. Однако я молод, амбициозен, достаточно поздно по сравнению со сверстниками начал быстро плавать, и для того, чтобы мне пробить живущий внутри меня барьер в досягаемости нужных результатов, необходимо какое-то время. Хотя я уверен, что обязательно это осуществлю.

– Что-то изменилось в твоей жизни, после двух чемпионатов мира и приобретенного статуса чемпиона?

– Внутри меня – абсолютно ничего. Я как плавал, так и плаваю, как тренировался до умопомрачения, так и продолжаю. Единственное, что точно появилось нового – это опыт. Приобретенный опыт и осознание того, что на таком уровне не бывает мелочей. От них как раз всё и зависит- к примеру, как грамотно восстановится после заплыва, когда побриться… Кажется, нюансы, но они иногда накапливаются и превращаются в достаточно серьезный ком, не позволяющий мне полностью реализоваться. Сейчас время все свои косяки проанализировать, постараться сделать работу над ошибками и пахать дальше.

– Наблюдая за тобой и твоими результатами, у меня сложилось впечатление, что внутри тебя образовалась определенная планка – назовем ее «рубежом в 47 секунд на «сотне» вольным», которую ты постоянно пытаешься преодолеть, а значит и войти в «клуб гроссмейстеров». Или я не прав?

– Планки вовсе нет… Ну ладно, это я преувеличил. Конечно, планка присутствует. Наверное, у каждого спортсмена, плавающего эту дистанцию и подбирающегося к подобным секундам, она есть. Это как раз тот внутренний барьер, о котором я упомянул выше. И когда пловец этот результат перескакивает, а таких людей за всю историю, если мне не изменяет память, было всего шестеро, причем двое, еще в эпоху «костюмного плавания», то жизнь начинает играть новыми красками. С другой стороны, я прекрасно понимаю: чтобы показать такие секунды, ты должен сделать все идеально; и много факторов, помимо спортивных должно сойтись воедино. Физически-то многие готовы, а вот звезды, определяющие именно твой путь, далеко не всегда сходятся, как и Венера с Марсом (улыбается). Любой результат «из 47 секунд» – это запредельные цифры на грани человеческих возможностей, где достаточно сделать одно лишнее движение, и – всё, ты с него слетел.


– В одном из интервью Корнев сказал, что «Маршаном нужно родиться». Понятно, что речь шла о врожденном таланте. Но ты родился Егором Корневым, как быть в этой ситуации?

– Действительно, есть ребята, которых природа наградила больше остальных. Это не означает, конечно, что они – непобедимы. Нет, конечно. Просто они оказались в нужное время в нужном месте и… занимаются плаванием. Ведь плавание очень талантозависимый вид спорта. Что касается Егора Корнева, думаю, в нем все же присутствует достаточная доля таланта. Но не настолько, чтобы говорить, что он какой-то там гений. Мой вариант – это производная таланта, помноженная на труд. Есть ребята (и у нас в сборной в том числе) уровнем выше моего. Абсолютно спокойно к этому отношусь, им просто чуть больше повезло, так бывает. И это обстоятельство нужно уметь принимать как должное. Но если у меня получается с ними конкурировать, и даже обыгрывать, значит, выведенная нами (тренером и пловцом. – Прим. автора) формула, работает.

– Главный тренер сборной Андрей Геннадьевич Шишин, еще во время чемпионата мира в Сингапуре сказал, что команде необходим грамотный психолог, недостаток которого ощутим. Твое отношение к спортивной психологии, именно, как к науке, каково?

– Шикарный вопрос, на самом деле. Наш спорт это и есть, по большей части, психология. И основной вопрос – насколько ты ментально устойчив? Когда пашешь восемь месяцев для того, чтобы выдать свой максимум за пару дней; и одновременно ведь еще надо в единый момент весь свой запас ментальной прочности мобилизовать. Мышцы твои выдержат, а вот насколько справится голова – как раз в этом и продолжение главного вопроса. Поэтому спортивный психолог, который бы мог найти ключик к тем, кто в нем нуждается, важная составляющая успеха. Многие спортсмены начинают в определенный момент брать на себя очень много ответственности, из-за этого появляются сомнения в собственных силах. Так что, если в сборной появится психолог, будет здорово!


– Понятно. А теперь перейдем на интересующую нас личность: если рассматривать тебя, он бы мог быть полезен?

– Отвечу так: я бы хотел пообщаться, порассуждать с человеком, который бы мог меня… направить. Не создать мне какую-то систему поведения и восприятия самого себя в той или иной ситуации, а именно что в нашем общении на разные темы я бы смог что-то новое про себя понять, а может, и пересмотреть некоторые вещи – ну, отношение к ним. Это как общение тренер – спортсмен. Ведь тренер какими-то своими советами может подвести к рассуждениям типа «лично сам с собой», и тогда в моих силах самому что-то исправить. Так же и с психологом. Наверное, он мог бы натолкнуть меня на мысли, которые приведут к тому состоянию, благодаря которому я бы чувствовал себя увереннее обычного.

– Где такая помощь больше необходима – на сборах или же непосредственно перед стартом?

– В моем случае – на сборах. Мне, кажется, человеку надо время, чтобы все переварить, обдумать, перестроиться. Выработать методом проб и ошибок свою систему психологического подхода к главным соревнованиям. Один вариант попробовать, другой, третий… А вот беседы прямо перед стартом, скорее всего, не мой вариант.

– Принцип одного из твоих тренеров, Ольги Николаевны Байдаловой, гласит: «Мужчину жалеть не дОлжно, и если вы пришли в этот спорт, то только железная дисциплина и воля, способны принести результат». Зная, что в бригаде Байдаловой-Кузнецовой ты один из старожилов, не могу не задать вопрос: Корнев – порождение этого подхода?

– Абсолютное порождение, и горжусь этим (улыбается). Я к Ольге Николаевне пришел, маленьким, трусливым мальчиком, жалевшим себя, но который, возможно, сильно всего этого хотел (того спортивно-жизненного этапа, в котором пребываю сейчас), а вот внутренние страхи мешали ему. Воспитание и менталитет моей семьи оказался созвучен с тренерским подходом, и я достаточно быстро его принял. И самое главное, что поверил Ольге Николаевне. Без веры в тренера в нашем деле – никуда. Её методика сильно меня закалила не только как спортсмена, но и как человека, личность, и многому научила. Я с тренером полностью солидарен: мужчина не имеет право быть слабым. Спорт высших достижений не для слюнтяев и слабаков. Тут надо терпеть и трудится, выжимать себя так, чтобы кости трещали. Вот тогда получится что-то серьезное. А тем, кто этого делать не хочет или не готов, место в премиум классе не предусмотрено. Жестко – да, жестоко – безусловно. Но в спорте, как показывает практика, по-другому не бывает. Здесь выживает и затем побеждает только сильнейший.


– Ощутил ли после Сингапура всплеск интереса к своей персоне?

– Ощутил не то слово, был удивлен. Поверь, говорю это на полном серьезе. По возвращению с чемпионата мира много гулял в людных местах, так вот – узнавали, просили сфотографироваться, брали автографы. Не считал, но на вскидку больше сотни человек, не за одну прогулку, конечно, но все-таки. Что интересно, были люди, которое подходили, говорили: «Мы вообще-то плаванием не занимались, но трансляции смотрели», и поздравляли, и желали дальнейших успехов. Приятно, что тут еще сказать.

– Как провел отпуск? На рыбалку удалось съездить? (сетовал в прошлый раз, что редко выбираешься)

– О-о-о, и на рыбалку, и за грибами удалось сходить. Очень активно отдыхали. Вместе с моей девушкой и друзьями. Кто меня знает, не дадут соврать, моря мне не надо, потому как валяться на пляже – история не про меня. В Карелии отдыхал, горячо любимой. А так как ни связи, ни интернета не было, то в этом единстве с природой время провели чудесно!

– Как понимаю, сердце двукратного чемпиона мира уже несвободно?

– Да, я свой выбор сделал. Рядом со мной прекрасный человек, понимающий и поддерживающий меня, которого я люблю и ценю. Без нее в моей жизни, совершенно точно была бы определенная пустота. Мы достаточно долго живем вместе. Ульяша (Ульяна Валле, член сборной Санкт-Петербурга по плаванию. – Прим. автора) чувствует меня всецело и полностью, ну, и в скором времени мы узаконим наши отношения.


– Отдых заканчивается, впрочем, как и это интервью. Самое время спросить – что дальше?

– Планы – это всегда особый пункт, а у меня есть правило, никогда не загадывать наперед. Но могу поделиться тем, к чему стремлюсь и чего изо всех сил желаю. В предыдущем интервью я сказал, что хочу не то, чтобы стать лучшим, а – превзойти лучших! Отдаю себе отчет, сделать это будет, ох, как непросто. К тому же всегда есть риск, что не получится. Еще пару лет назад, за моей спиной смеялись, что все мои олимпы, главный из которых, конечно же, Игры, и о которых говорил вслух, для меня недосягаемы. Я отвечал, что после поглядим, кто будет смеяться последним и шел своей дорогой. Так что не только постоянно борюсь за свою мечту, но уже доказываю право на нее не словом, а делами. Потихоньку-потихоньку я к ней иду, и есть определенная уверенность и надежда, что дойду.

Александр Александров

Фото: Дмитрий Милосердов и Andrea Masini / DBM Deepbluemedia