Газета   Плавание для всех

Первая российская газета по плаванию, издается с 2012 года

"Любить плавать или не любить, по
большому счету, это второстепенно.
Главное по жизни - ПЛАВАТЬ НАДО УМЕТЬ!"

Владимир САЛЬНИКОВ,
4-кратный олимпийский чемпион

АрхивТолько факты

Плавать нельзя учиться. Где поставить запятую?

«Он не умеет ни читать, ни плавать», — говорили, желая подчеркнуть чью-либо вопиющую необразованность, в древней Греции.
Сегодня задача перед родителями спортсменов более сложная: сделать так, чтобы ребенок умел и отлично плавать, и неплохо учился в школе.
Но как найти баланс между серьезным занятием спортом и получением среднего общего образования (по 11-й класс включительно), или же – неполного среднего (по 9-й включительно).
Об этом и пойдет речь.


Обыкновенная школа

Итак, путь первый – попробовать адаптировать учебный процесс под спортивные потребности будущей знаменитости. Самый очевидный способ – научить его успевать все в обычном классе. Однако, стремление к успеху как в учебе, так и в спорте, может создавать серьезное давление и привести к стрессу и перегрузке. Поэтому необходимо искать подходы к организации занятий, которые учитывают физическую и психологическую нагрузку с обеих сторон.

По закону абсолютно все граждане должны получить основное общее образование, а это — минимум 9 классов.

Но есть право выбора: учиться можно не только в школе, но и дома, для чего есть несколько форм обучения: очно, заочно, индивидуально с репетиторами или дистанционно. Главное – сдать аттестацию по всем предметам.

Семейное обучение предусматривает, что ребенок будет изучать программу в домашних стенах, и родители готовы нести ответственность за его образование. Перейти на семейное обучение можно в любой момент до окончания 9 класса.

Если ученик планирует посещать школу по индивидуальному плану, к слову, перед этим утвержденному администрацией общеобразовательного учреждения, то расписание строится в зависимости от его возможностей. Большую часть времени эти ребята занимаются самостоятельно. Благодаря развитию информационных технологий, юным спортсменам, готовым к подобному шагу, думаю, будет по плечу в полном объеме освоить обязательную школьную программу.

Большой минус при этом, что контроль обучения ложится на плечи родителей. Но родители, как известно, тоже люди занятые, им зарабатывать надо, а дедушки и бабушки в современных продвинутых технологиях, к сожалению, мало что понимают. Увы, тут должна добавить, что и самоконтроль юной личности, как правило, далек от идеального. Хотя и здесь случаются приятные исключения.

Спортивный класс


Вариант второй — профильные спортивные классы, которые существую не во всех школах, но они все же есть, особенно в крупных городах. Понятно – для самых лучших и перспективных в спорте. Это формат предусматривает, что за организацию учебного и тренировочного процессов отвечают как спортшкола, так и школа общеобразовательная.

В последнее время вопрос создания специализированных классов стал достаточно актуальным, и после запросов соответствующих спортивных организаций их количество растет.

Основная цель подобной формы получения знаний — максимально сочетать, практически, профессиональные занятия спортом со школьным обучением. С приоритетом в сторону спорта, разумеется. У старших детей могут быть по две тренировки в день: одна утром до начала уроков, вторая — после. А значит в школьном расписании предметов учитывается, что, после занятий в бассейне, ребятам нужно время для восстановления, иначе на освоении школьных предметов они будут никакими…

Так как спортклассы создаются в государственных школах, то учеба в них абсолютно бесплатна, что в первую очередь устраивает семьи с небольшим достатком, а таких – большинство. Но набор с спортивный класс проходит по определенным критериям, например, тот же пловец должен проходить по возрасту и уровню спортивной подготовки.

Главный недостаток такой формы обучения очевиден: далеко не в каждом городе есть возможность организовать такие вот классы.


Школа-интернат или училище (колледж, техникум) олимпийского резерва


Вариант №3: обучение, по сути, на «полнодневке» и полном гособеспечении.

Такая образовательная организация представляет собой целый спортивно-учебный комплекс. Тут дети живут, посещают уроки, занимаются спортом. И если юного спортсмена здесь готовы принять, то родители (особенно ребят из глубинки) должны четко понимать, что их чадо может отправиться в другой город и будет оторвано от семьи и их, родительской, заботы. А это – тоже испытание. Причем, как для детей, так и для взрослых. И далеко не все к нему готовы.

Чтобы попасть в «спортинтернат», нужно пройти серьезный конкурсный отбор. Каждое училище (колледж, техникум) олимпийского резерва определяет свои принципы этого отбора, которые публикуются в интернете на их официальных сайтах.

Спортсменам, с успехом прошедшим, в основном, заочные «испытания», училище предоставляет круглогодичную заботу: проведение тренировочных и соревновательных мероприятий, обеспечение спортивной экипировкой, спортинвентарем и оборудованием, питанием, проживанием, медицинским обслуживанием, проездом на тренировки и соревнования. А также обучение по программе общего или среднеспециального образования в соответствии с существующими стандартами.

После окончания 9-го или 11-го классов юный спортсмен получает аттестат о неполном среднем или же среднем общем образовании. Зато выпускник колледжа (техникума) уже становится дипломированным специалистом по физической культуре и спорту.

Из минусов тут ничего, по сути, нет. Ведь мы говорим о ребятах, которые, как правило, стоят на пороге различных сборных страны, или уже являются их полноправными членами. Они-то и составляют будущее ядро российского спорта высших достижений. Однако все же существует один момент, о котором упоминала чуть ранее: кто-то из них, талантливых и ранних, просто не в состоянии пока что жить вне дома, когда разлука с семьей становится очень серьезным, а потому абсолютно не нужным стрессом. Да и не каждые родители готовы видеть ребенка исключительно в его каникулы.

В заключение – небольшое резюме. При этом заметьте, на правах человека, который досконально изучил плюсы и минусы трех форм образования для спортсменов-школьников. Уважаемые родители, если планируете сыну или дочери спортивное (в нашем случае – плавательное) будущее, и ваш ребенок, как вам видится, готов ему соответствовать, то, выбирая вместе с ним дальнейшую форму обучения помните вот о чем:

Во – первых, набор в спортклассы и интернаты обычно происходит не раньше 5-го класса.

Во – вторых, если замечаете, что ребенку становится сложно совмещать тренировки и учебу, значит, вопрос созрел для конкретного решения, и тут уже вам придется взвешивать все обстоятельства и составляющие.

И в – третьих, убедитесь для себя, что тот самый юный пловец, ваша родная кровь, и для вас всегда – ребенок, но на самом деле уже ответственный, хотя и совсем юный человек, который показывает высокие спортивные результаты и на кого делают ставку тренеры, уже осознанно хочет связать свою жизнь с профессиональным спортом. И никогда не ставьте свое желание и видение «его счастливого будущего» выше, подчеркиваю, его продуманного решения. Иначе конфликт в семье обеспечен.

Хочу еще обязательно подчеркнуть: за то время, что работала в спортивной сфере, постоянно убеждалась, что найти золотую середину между интенсивными тренировками и образованием и можно, и нужно. И не слушайте тех, кто ноет об обратном. Просто необходимо иметь такую малость, как желание и силу воли. Но ведь настоящим чемпионам (по характеру настоящим, пускай и юным по возрасту) этого ведь не занимать. Многие именитые спортсмены тому доказательство. Кто-то из них уже сам родитель. Поэтому как никто другой знает, насколько это важно, чтобы ребёнок получил не только чемпионские навыки, но и «опорные» общеобразовательные знания, ведь после окончания спортивной карьеры жизнь-то продолжается, и в ней надо быть готовому ко всему.

Лада Гансерок

Фото из открытых источников